Прививать суровость: Воспитание сыновей в Чечне
Written by Corey Shepherd
Впервые я услышал об особенностях отношений между чеченскими отцами и сыновьями на сельской свадьбе. Я сидел за столом с десятком, или около того, молодых чеченцев, когда Усман, один из молодых людей, сказал: «Храбрость нашего народа исчезнет, если отцы начнут говорить своим сыновьям: “Я люблю тебя”». Никто из собравшихся в тот день мужчин никогда не слышал этих слов от своего отца, и никто из них не сетовал на это.
Чеченцы, которых я знаю – ответственные, трудолюбивые, вежливые ребята – не холодные и не суровые. Что же тогда это значит получать чеченское воспитание? Не только в рамкахотношений отца и сына, а в целом? Что их формирует? Какими людьми они стремятся быть? Через несколько недель после свадьбы я пригласил Усмана и еще четверых чеченцев которые закончили или сейчас учатся в местном медицинском университете, чтобы поужинать и обсудить эти вопросы.
Отцы не проявляют ни физической, ни словесной нежности к своим сыновьям. Эта дистанция – как физически, так и в отношениях – сохраняется по мере взросления мальчиков.
Отцы и сыновья
Дистанция, которую чеченские отцы держат со своими сыновьями, начинается рано. Ильяс, один из двух отцов из всех пятерых, сказал нам, что иногда наедине он держит своего маленького сына, но в компании гостей никогда. Сделать это в присутствии своего отца было бы особенно постыдно.
Отцы не проявляют ни физической, ни словесной нежности к своим сыновьям. Эта дистанция – как физически, так и в отношениях – сохраняется по мере взросления мальчиков. Сидя за столом во время еды, чеченские мальчики редко разговаривают и обычно делают это только в ответ на прямой вопрос. Ибрагим поделился, что когда он достигал успехов в школе или в спорте, отец всегда выражал своё одобрение через маму, а не напрямую.
Ильяс и Усман поделились историей о том, как отец Ильяса отвез их на автобусную станцию, когда им нужно было возвращаться в свой университетский городок почти в восьми часах езды. То, что произошло в тот день на автобусной остановке, иллюстрирует не только рост ислама в Чечне за последние 25 лет, но и отношения между отцами и сыновьями.
И Ильяc и Усман похожи на молодых чеченцев – оба подтянутые, с темными волосами и с густой бородой с коротко подстриженными усами. Старшее поколение чеченцев, как правило, чисто выбрито – привычка, унаследованная ими от детства в Советском Союзе, где религиозное самовыражение было запрещено. С другой стороны, молодые чеченцы, как правило, отращивают бороды в знак своей преданности исламу. Некоторые родители опасаются, что, хотя их сыновья и не склонны к исламскому экстремизму, их бороды могут показать обратное и привлечь неправильно осмысленное внимание властей.
В тот день, ожидая автобуса, отец Ильяса взглянул на бороду Усмана и спросил: “Кем ты хочешь стать? Исламским богословом или врачом?” Усман понял, что происходит – отец его друга выражал беспокойство за сына, но привлёк Усмана в качестве посредника, чтобы сохранить дистанцию в отношениях. “Мы хотим стать врачами”, – ответил Усман. “Вы похожи на исламских богословов, – сказал отец Ильяса, – тебе надо побриться.” Усман почтительно поблагодарил советчика, прежде чем они с Ильясом сели в автобус, чтобы вернуться в школу. Находясь вдали от дома, Ильяс по-прежнему предпочитает носить густую бороду; но когда он возвращается домой, то подстригает ее из уважения к своему отцу.
Ильяс со своим отцом.
Борьба
Например, Зелимхан поделился, что если в их школе появится новенький, то ему всегда придется бороться, чтобы определить, куда он впишется в иерархии. Если он выиграет первый бой, ему придется драться снова, пока он не проиграет. Ибрагим заметил, что когда мальчик проигрывает, это не является само по себе постыдным. Честь важнее победы. Если он не уклонится от боя, если встретит противника с мужеством, он сможет сохранить уважение своих сверстников, независимо от того, где он окажется в иерархии.
Юсуф рассказал историю разговора с несколькими чеченскими друзьями в их университете. Несколько русских тоже разговаривали неподалеку, нецензурно выражаясь. Юсуф встал, подошел к русским и сказал им, чтобы они прекратили использовать этот язык с молодыми чеченскими женщинами в пределах слышимости. “Они подчинились, как ни в чем не бывало”, – сказал Юсуф.
Ирбахим, Усман и Я в Чечне.
Матери и сыновья
Постоянное общение с мамой не зависит от семейного положения мужчины. Женатые и одинокие одинаково держат маму в курсе своих повседневных дел. Они часто обращаются за советом к своим матерям, когда сталкиваются с важным решением. Ильяс, например, недавно сменил работу, и первым человеком, с которым он обсудил это решение, была его мама. Совет же отца поступил к нему через совет матери.
Кроме того, именно матери обычно наказывают физически. Парни сказали, что не помнят, чтобы отцы их телесно наказывали. Одного взгляда папы было достаточно, говорили они. Но Зелимхан вспоминает, что жесткие резиновые тапочки его матери были орудием наказания отбившихся от рук мальчиков.
Порядок старшинства
Зелимхан с отличием окончил медицинский университет и сейчас работает стоматологом, но его обязанности по отношению к младшим братьям и сестрам продолжаются. Каждый месяц он отправляет домой значительную часть своей зарплаты, чтобы помочь покрыть расходы на своих братьев и сестер-подростков. Когда я, сам будучи старшим братом, выразил свое удивление по поводу этого бремени, Зелимхан сделал важное замечание. Для мужчин, которые кормят свои семьи в поте лица, лучшие их годы физической силы и способность зарабатывать часто проходят к тому времени, когда дети уже становятся старшими подростками. В какой-то момент старший сын неизбежно становится самым эффективным кормильцем.
Как правило, младший сын несет ответственность за заботу о своих родителях в старости. Считается, что родительский дом переходит к нему, и как только он женится, он часто живет там, заботясь о них, пока они не умрут. Ребята с гордостью рассказывали, что во всей Чечне нет ни одного дома престарелых. О пожилых людях заботятся их семьи, почти все без исключения.
Когда разговор с этими людьми закончился, они как бы поменялись ролями и спросили меня, что я думаю обо всем, что они поделились со мной. Я сказал им, что эта культура породила честных, трудолюбивых, добрых людей, какими они и являются. Моё уважение их родителям. Но я буду продолжать обнимать своих сыновей. И стану звонить моей маме чаще.
эта культура породила честных, трудолюбивых, добрых людей
Written by Corey Shepherd
Ещё Статьи
Ещё Статьи
Come to Agul to Make Life-Long Friends
Stories about Dagestani hospitality can sometimes seem too pretentious. The picture is sometimes painted of locals always ready to receive unknown travelers seems too good to be true. But, in the mountains especially, this is in fact the case. In Dagestan, locals will...
Exploring Ancient Fossil Records in Dagestan
Streams and rivers without number cut through the ravines of Dagestan’s sharp mountain peaks. Crouching down next to any one of them, Omar Hapisov can lift a rock from the riverbed and identify the geological layers of rock in the steep ridges above him. He’s been...
Village Above the Clouds
Kurush, located in southern Dagestan, Russia, is the highest inhabited point in Europe. Its elevation is 2560 meters above sea level. Water boils here at 90 degrees Celsius. The air, however, is still comfortable for breathing.Kurush is surrounded by four peaks higher...